ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Вопрос готовности ребёнка к школе многие
родители часто связывают лишь со сформированностью у него сугубо
образовательных навыков и умений: развитием первичных математических
представлений, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве,
развитостью речи, фонематического слуха и т.п. Но даже при наличии у
дошкольника необходимого запаса знаний и умений, уровня интеллектуального и
волевого развития, ему будет трудно учиться в школе без определённой
социальной, психологической и физической готовности к обучению. Что должны об
этом знать родители, взрослые, чтобы при необходимости помочь ребёнку?
Н. Л. Шестерична
Показатели готовности
детей к обучению в школе включают следующие моменты:
1. Мотивационную
готовность. Родителям важно знать уровень сформирован ости у ребёнка
положительного отношения к школе. Оно может быть расширено с помощью вашего
рассказа о своих любимых учителях, школьных друзьях, занятиях.
2. Физическую
готовность. Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки,
способности управлять своими движениями, телом. Поэтому успех в учебной
деятельности во многом зависит от развития у ребёнка таких физических качеств,
как ловкость, координированность, гибкость, сила, выносливость.
3. Эмоционально-волевую
готовность. Ребёнку в 6—7 лет ещё трудно управлять своим поведением, поскольку
у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Его необходимо научить
устанавливать отношения между целью действий и их мотивами, развивая умения
наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач.
4. Социальную
готовность (готовность в сфере общения). При поступлении в школу изменяется
система отношений в межличностном общении детей. Если в детском саду отношения
были более эмоциональные, индивидуально-личностные, то в школе они становятся
более деловыми, когда ребёнок оценивается по выполненным делам. Будущий
школьник должен быть готов к новому уровню межличностных отношений как со
сверстниками, так и со взрослыми.
5. Умственную
готовность. Что необходимо знать и уметь вашему ребёнку при поступлении в
школу?
1. Своё имя, фамилию,
отчество.
2. Свой возраст
(желательно дату рождения)
3. Свой домашний адрес
4. Свой город и его
главные достопримечательности
5. Страну, в которой он
живёт
6. Фамилию, имя, отчество
родителей
7. Времена года (их
последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и
стихи о временах года)
8. Домашних животных и их
детенышей
9. Диких животных наших
лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей
10. Транспорт наземный,
водный, воздушный
11. Различать обувь,
одежду и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды
12. Знать и уметь
рассказывать русские народные сказки
13. Знать великих русских
поэтов и писателей — А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и
других, а также некоторые их произведения для детей.
14. Различать и правильно
называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник, овал.
15. Свободно
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх
— низ и т.д.)
16. Уметь полно и
последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить
(придумать) рассказ по картинке
17. Запомнить и назвать
6—10 предметов, картинок, слов
18. Различать гласные и
согласные звуки
19. Разделять слова на
слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков
20. Определять количество
и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани»,
«зубы», «осы»
21. Хорошо владеть
ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники,
овалы, вырезать по контуру предмет).
22. Владеть карандашом:
проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры,
людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов
23. Свободно считать от 1
до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10
Оцениваем готовность
ребёнка к школе
Пролетела детсадовская
пора. Осенью Ваш ребёнок идёт в первый раз в первый класс. Конечно же, у Вас
возникает куча вопросов и тревог. Лето - тот последний промежуток вольной
жизни, за который можно успеть подготовить вашего ребёнка к школе. В первую
очередь проверяем психологическую зрелость ребёнка.
Что же такое
психологическая (школьная) зрелость?
Выделяют три аспекта
школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость
для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность
концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями,
возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также
развитие тонких движений руки и их координации.
Эмоциональная зрелость -
это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно
выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности
поведения.
Социальная зрелость
подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое
поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение
слушать и выполнять указания учителя.
За основу готовности к
школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития
ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Очевидно, что не всякий
ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться. Каждый ребенок развивается
индивидуально. Одни быстро начинают говорить, другие раньше начинают ходить.
Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями,
умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и
считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу
важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и
усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.
Итак, поскольку школьная
зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности
психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны
наибольшей уязвимости. Предлагаем вам короткий тест для того, чтобы Вы смогли
оценить готовность своего ребенка к школе.
Тест для родителей:
- Хочет ли ваш ребенок
идти в школу?
- Привлекает ли вашего
ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
- Может ли ваш ребенок
заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в
течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
- Верно ли, что ваш
ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
- Умеет ли ваш ребенок
составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
- Может ли ваш ребенок
рассказать наизусть несколько стихотворений?
- Умеет ли он изменять
существительные по числам?
- Умеет ли ваш ребенок
читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
- Умеет ли ваш ребенок
считать до 10 и обратно?
- Может ли он решать
простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- Верно ли, что ваш
ребенок имеет твердую руку?
- Любит ли он рисовать и
раскрашивать картинки?
- Может ли ваш ребенок
пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
- Может ли он собрать
разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
- Знает ли ребенок
названия диких и домашних животных?
- Может ли он обобщать
понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь,
лук)?
- Любит ли ваш ребенок
заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
- Может ли он понимать и
точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты
тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.
Если оно составляет:
15-18 баллов - можно
считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с
ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на
правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы
ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте
специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком
и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.